Эпистемология и мистическая антропология в Джāвӣдāн-нāма-йи кабӣр Фадлаллāха Астарāбāдӣ (ум. в 796/1394)

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Эпистемология и мистическая антропология в Джāвӣдāн-нāма-йи кабӣр Фадлаллāха Астарāбāдӣ (ум. в 796/1394)
Эпистемология и мистическая антропология в Джāвӣдāн-нāма-йи кабӣр Фадлаллāха Астарāбāдӣ (ум. в 796/1394)
Название статьи: Эпистемология и мистическая антропология в Джāвӣдāн-нāма-йи кабӣр Фадлаллāха Астарāбāдӣ (ум. в 796/1394)
Автор: Орхан Мир-Касимов
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 20
Язык статьи: французский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, эпистемология, мистическая антропологияфилософия, эпистемология, мистическая антропология
Вид работы: статья

Аннотация

В основе хуруфитского движения, возникшего в Иране в VIII/XIV в., лежит мистическая философия языка (слово харф, мн. ч. хуруф, по-арабски значит «буква» или «слово»). Наиболее подробно и глубоко учение основателя движения Фадлаллаха Астарабади изложено в его главной работе — Джавидан-нама-йи кабир, на анализе которой зиждется данная статья. Согласно учению Фадлаллаха, первая эманация божественной сущности состоит из двадцати восьми или тридцати двух «слов» (калима), что соответствует числу букв арабского/персидского алфавита. Эти «слова» лежат в основе всякого знания, сообщенного Богом человеку посредством откровения, таким образом, являясь первоосновными атрибутами Бога, на которых основываются все остальные атрибуты. На уровне божественного единства они существуют как недифференцированный звук. Благодаря различению, появляются формы будущих вещей. Первичной формой и зародышем всякого различия является черная точка, являющаяся своего рода символом совокупности «слов», созданной в преддверии творения. Дифференциации слов сопутствует появление из этой точки двадцати восьми или тридцати двух харфов. Сочетаясь различным образом, эти первичные слова образуют имена всех вещей. Параллельно сочетание элементов формы, соответствующих фонемам, из которых образовано имя вещи, определяет материальную форму вещи. Одно из божественных имен содержит в себе все изначальные «слова» или фонемы. Это высшее имя Бога, которое заключает в себя изначальный алфавит в его совокупности — и, следовательно, все божественное знание.

Выходные данные

Orkhan Mir-Kasimov. L’épistémologie et l’anthropologie mystique dans le Jāwidān-nāma-yi kabīr de Faḍlallāh Astarābādī (m. 796/1394) // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 332–351.